12.Решение уравнения степени n с целыми вещественными коэффициентами и целыми вещественными корнями.

 

Последние четыре корня могут быть корнями квадратных уравнений, на которые может быть  разложены уравнение четвертой степени.

Уравнение степени n представим в виде:

xn + Axn–1 + Bxn–2 + … + Kx2 + Lx + D = 0                 (12.1)

(xx1)(xx2)(xx3)…(xxn-1)(xxn) = 0                (12.2)

При x = xi , где xi – корень уравнения (12.1), уравнение (12.1), (12.2) обращается в нуль.

При делении всего уравнения (12.1) на  xk ≠ 0 оно не меняет своих корней. При  k < n  первые члены уравнения (12.1) имеют вид xnki , а последний член уравнения имеет вид: D/xk .

                (12.3)

Например, уравнение четвертой степени после деления на х2 приобретает вид:

x2 + Ax + B + E/x + D/x2 = 0.

При подстановке x = xi , где xi – один из корней уравнения имеем:  xi2 + Axi + B = N, где N – целое число, поскольку xi , A , В – целые числа по условию. Тогда  . Если же xj не является корнем, то:

xj4 + Axj3 + Bxj2 + Exj + D ≠ 0 , а равно какому-то числу Nj , а величина , как правило, нецелое число.

Поскольку |D| = x1x2x3∙ … ∙ xn , то значение xi нужно брать из делителей числа |D|.

На примере уравнения шестой степени покажем вид уравнений, получающихся при делении этого уравнения на xk :               x6 + Ax5 + Bx4 + Ex3 + Fx2 + Gx + D = 0

  (12.4).               (12.5).           (12.6).

     (12.7).

Последняя ступень будет выглядеть так:     (12.8).

В начале решения надо разложить коэффициент D на все возможные делители, которые могут быть корнями уравнения (12.1).           |D| = x1 x2 x3 ­∙ x4 ­­∙ … ∙ xn .

Из делителей числа D можно выделить самые большие и редко повторяющиеся (одиночные) и начать  проверку с них. После подстановки  ± xi  в уравнение (12.4) нужно выделить после деления из частных остатки от деления в виде правильных дробей со знаками + или – , целые части от деления нужно отбрасывать, а суммировать только остатки. Если сумма правильных дробей при знаках предполагаемых корней  + и –  не равна целому числу, то это значение xi не является корнем уравнения (12.1), т.е. после применения уравнения (12.4) можно отделить большинство не корней от корней.

Если сумма остатков равна целому числу как при знаке + , так и при знаке «–» корня xi , то нужно углублять поиск, переходя к подстановке в следующие ступени уравнений ((12.5), (12.6) и т.д.).

Если сумма остатков равна целому числу, например, только при плюсе, а при минусе не равна целому числу, то этот знак и модуль числа являются знаком и модулем корня.

Если и при знаке – , и при знаке + выполняются уравнения ((12.5), (12.6) и т.д.) до самого высокого уровня, то это значит, что этот корень так называемый «парный», т.е. это два разных корня, модули значений которых одинаковы, а знаки разные.

Двойные (кратные) корни удобнее выделять после отделения от решаемого уравнения части с уже определёнными корням.

Для примера найдём корни уравнения восьмой степени:

x8 – 2x7 – 146x6 + 256x5 + 6553x4 – 6950x3 – 127152x2 + 31392x + 725760 = 0

      A        B           E            F             G               H               K               D

Найдём делители коэффициента D :

725760 = 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 5 ∙ 7 = 28 ∙ 34 ∙ 5 ∙ 7 .

Аналогично находим делители остальных коэффициентов для того, чтобы заранее знать уровни проверки:

K = 31392 = 25 ∙ 32 ∙ 109;      H = 24  ∙ 9 ∙ 883;   G = 6950 = 2 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 139;

Берём число ±7 и подставляем его вместе с коэффиентами в уравнение (12.4).

,              ,          x1 = +7  первый корень решаемого уравнения.

Проверим число ± 5 :

 ,       x2 = – 5 – второй корень.

Аналогично находим: x3 = +3; x4 = + 6; x5 = –4 ; x6 = – 9; x7 = +8 ; x8 = + 4.

Этот способ можно использовать также для решения уравнений третей и четвертой степени.                                                                                                                                  



Hosted by uCoz